История

 

Происхождение витража

Само слово «витраж» являет собой производную от французского слова [ vitre] ,что в переводе означает «оконное стекло». На данный момент витражи – это далеко не просто оконное стекло, а целая самостоятельная разновидность прикладного искусства, направленная на украшение интерьера и экстерьера наших домов, офисов, а также церквей и соборов. Один из, наверное, самых старых витражей был найден в церкви Святого Павла в Великобритании. Этот витраж датируется примерно 687 годом н.э. Стоит заметить, что витраж – это наследие далеко не только европейцев. Очень долгое время окна остекляли слюдой и разными камнями. Само же стекло впервые появилось у древних египтян, и было практически непрозрачным.

Витраж в Европе

Позже европейцы научились делать прозрачное стекло. Поскольку стекло тогда было очень кривое – небольших размеров и неоднородное, – то вставлять его в большие окна было очень сложно. Тогда придумали делать остекление из небольших кусочков стекла, скрепляя их между собой алебастровым каркасом, а позже – профилем, изготовленным из свинца.
В Европе первопроходцем была католическая церковь, которая поняла, насколько эмоциональный эффект для прихожан имеет проходящий сквозь цветное витражное стекло солнечный светStainedGlass.
Однажды во время археологических раскопок в 1930 г. были найдены три витражных элемента с ликом Иисуса Христа и крестообразным нимбом. Экспертиза показала, что эти фрагменты датируются 540 годом нашей эры. А вот самыми древними из уцелевших считаются витражи, которые находятся в Аугсбургском соборе в Германии. В начале Романского периода в архитектурных элементах стало больше витражей. Основными местами, где они появились, были церковные соборы, где были толстенные стены и очень большие окна, которые и стали декорировать витражами. Вначале преобладала сугубо орнаментальная тематика в красных и синих тонах. Позднее мастера стали усложнять свои работы, прибегая к более мелким деталям и изображениям человеческих фигур.
Спустя время в витражи стали включать текстовые фрагменты из Библии, в которых описывались деяния святых, а также Христа.
Классическая техника сформировалась в XI веке в Европе. В летописи монаха Теофила в 1100 году был описан процесс изготовления витражей. Сейчас он практически не изменился, если брать классическую технику витража. Начинается все с варки стекла из песка и добавки в него окиси разных металлов для получения разных цветов и оттенков. Стекло после такой варки получалось довольно неоднородное, что придавало неповторимость каждой витражной работе средневекового мастера. Затем фрагменты скреплялись между собой свинцовым двутавровым профилем. Высота витражей могла быть до семи метров. Поэтому конструкцию укрепляли металлом.
Витраж из одного оконного проёма мог состоять, например, из многих сотен стеклянных элементов, все неповторимые и красочные, с наплывами и пузырьками воздуха внутри стекла. Некоторые элементы, например лица святых, дополнительно расписывались специальными красками и обжигались в печах для стойкости краски.
В эпоху Ренессанса витражи уже больше были похожи на целые пейзажные картины. Тут были люди и животные, растения и реки. Мастера пытались максимально реалистично передать рисунок в своих витражах.
В славянский мир классический витраж попал намного позднее и использовался в основном в церквях, реже в домах вельмож и купцов.

Витражи на востоке

В древнем востоке была своя, отличная от всех других, техника скрепления стекол между
собой при помощи цементирующих растворов и применения неметаллических каркасов, как из дерева так и из гипса.
Кстати, арабы до сих пор используют в своих витражах технику скрепления стекла с помощью алебастровых конструкций. Такие витражи – большая редкость и очень радуют европейский глаз необычным подходом к цветам и принципу сборки витражей.

Возникновение техники тиффани

В девятнадцатом веке сын известнейшего ювелира Чарльза Льюис Комфорт TiffaniТиффани стал специально добиваться художественной неоднородности в стекле. Также он придумал медную ленту-фольгу на восковом клею для обрамления стекла с последующей пайкой. За счет таких соединений витражи стали выходить более деликатными, с большим количеством очень мелких фрагментов, сложных линий. Появилась возможность собирать сложные объёмные витражные композиции, лампы, бра. Так появилась техника «Тиффани», названная в честь величайшего дизайнера.

Но не забудем упомянуть Джона Ла Фаржа, который разработал опалесцентное стекло (opal glass), без которого современный витраж не имел бы собственно своего шикарного и богатого внешнего вида.
Стоит заметить, что у нас техника «Тиффани» появилась относительно недавно – в конце 80-х, начале 90-х годов. Но многие наши художники знали про её существование и пытались её применять в своих работах раньше, или делать имитации витражей красками. Основная проблема была в том, что у нас не производилась медная самоклеющаяся фольга и качественное художественное стекло.

Мы также можем изготовить витраж в технике тиффани.