Технология "Тиффани"

 

Обучение витражной технике тиффани и набор на курсы витража

1. Эскиз витража.pictures6

pictures6В качестве примера изготовления витража мы нарисовали простенькую витражную рыбку, чтобы новичкам было несложно понять технику «Тиффани» Главные постулаты создания витражного эскиза: - Когда в проекте витража имеется pictures6 большее количество крестоподобных соединительных линий, тем данный витраж более надёжен и стоек к механическим воздействиям. - если линии швов вы хотите сделать широкими, тогда вы должны отказаться от узких длинных элементов с сильно острыми углами, потому что широкая фолия закроет часть торца и верхней части детали, также при перегреве во время процесса обпаивания данного элемента можно получить трещину на нём. Эскиз витража печатается или рисуется в соответствии с необходимыми для вас конечными размерами. На эскиз накладывается калька и на нее переносят весь рисунок, сохраняя конечный размер pictures6витража. Далее каждый фрагмент нумеруется, также указывается направленность линий соответственно эскизу (если необходимо сохранить направление фактуры стекла), после чего разрезается по контуру специфическим витражным двуглавым ножом или ножницами для витражных pictures6шаблонов-трафаретов. Данные ножницы состоят из трёх лезвий. Среднее лезвие во время резки эскиза отрезает бумажную линию шириной около 0.127-0.126 см. Таким образом мы получаем допуск на фолию и оловянный шов при будущем процессе спайки. По всему периметру кальки прикрепляем штапик, чтобы будущий витраж имел четкие границы и сохранил размер.pictures6

 

2. Стекло и его подборка. Необходимое нам витражное стекло европейского, американского производства либо китайское, отличается большим спектром оттенков, цветов, фактуры и толщины. Мы рекомендуем брать вам американское либо немецкое стекло. При подборке стекла для вашего витража нужно знать, где будет стоять витраж, как и чем он будет освещаться (лампы, дневной свет, свеча и т.д.), насколько гармонично между собой будут сочетаться цвета и оттенки, а также фактура. Мы выбрали для нашей роботы в качестве фона стекло Spectrum baroque - барокко. Остальное стекло тоже Spectrum baroque, спектрум серии опал, а также Wissmach.

 

pictures63. Резка элементов. Стекло разных производителей имеет разную толщину и фактуру. Вырезанный из проекта трафарет прикладываем к стеклу и по контуру обводим водостойким тонким маркером. По образовавшейся линии мы и будем резать стекло. Резать стекло необходимо по гладкой, а не по фактурной стороне, не забыв при таких обстоятельствах перевернуть трафарет наизнанку. Стеклорез необходимо держать в правой кисти так, словно вы держите карандаш, под наклоном 40°- 45° относительно поверхности стекла. Нельзя сильно давить на ручку стеклореза. Нажим должен быть небольшим. Стеклорез следует вести максимально ровнее, чтоб алмазный ролик стоял перпендикулярно по отношению к стеклу. Если этот момент не соблюсти, скол на стекле произойдет с произвольным углом. Резка стекла должна быть по возможности быстрой и точной. В конце линии резки, уменьшите нажим на стеклорез, в ином варианте выйдет скол на краю детали. Линия прорези должна быть плавной, непрерывной и не угловатой. Легкое постукивание обратной стороной стеклореза вдоль линии прорезки с тыльной стороны стекла, приводит к перпендикулярному увеличению трещин и раcколу стекла. Когда фрагмент стекла маленький, это можно проделать в руках. Но когда необходимо вырезать фрагмент побольше - лист стекла положите на край рабочей поверхности вашей столешницы, постукайте стеклорезом и обломите. Если нужно отделить небольшую часть детали, используйте витражные плоскогубцы для разделения стекла на фрагменты. Когда нужно вырезать фрагмент с внутренним радиусом — поделите этот радиус на 3-4 прямые линии. Чем больше радиус у детали , тем этих линий нужно большее число. Углубления под линзы (стеклянные шарики) должны вытачиваться на шлифовальной машине камнем соответствующего диаметра. Например как витражные элементы винограда на витраже с птицей на главной странице нашего ресурса.

 

4. Шлифовка. По окончании резки деталей из стекла необходимо обработать торцы pictures6каждой детали на шлифовальной машине чтобы убрать неровности и небольшие сколы, образовавшиеся во время резки , а также подготовить поверхность торца (сделать его шероховатым) на стекле для качественной проклейки фолии. Рабочая поверхность шлифовальной машинки - головка с алмазным напылением, на которую подается вода во время шлифования, что облегчает шлифовку деталей и помогает избавиться от быстрого износа алмазной поверхности головки. Алмазные головки-насадки существуют разной ширины и размера зерна. Мелкозернистая, со стандартным зерном и крупнозернистая .Чем крупнее зерно, тем оно быстрее точит деталь, но от использования крупнозернистых головок могут образовываться сколы по торцу стекла, которые скрывает только более широкая фолия. Для достижения тонких линий на витраже используйте только мелкозернистую алмазную головку. Во время шлифования сверяйте размеры детали со своим эскизом - это поможет вам избежать неточностей.

 

pictures65. Оборачивание деталей витража медной фольгой (фолией). Каждая деталь будущего витража обматывается медной лентой-фольгой (фолией). Фолия -это тонкая полоса медной фольги, которая клеится на торец детали на подобии скотча за счет нанесенного изначально на нее клея .Клей бывает прозрачный или черный. Если вы используете прозрачное стекло в сочетании с чёрной патиной, нужно выбрать фолию с черным клеем, тогда в готовом витраже не будет видна фолия. Фолия клеится только на сухое , чистое ,и шлифованное стекло. Заворотам фолии наружу стекла pictures6следует быть одинаковыми. Иначе они подрезаются канцелярским ножом (нежелательно). От этого зависит ровность линий витража, а также его надёжность. По окончанию обмотки фолией поверхности деталей прогладьте специальным стеком или пластмассовым маркером. Элементы витража должны лежать слегка с отступом. Обмотанные детали кладём на их места на кальку, соблюдая их порядковые номера. Начинаем выкладывать детали от угла, как показывают стрелки pictures6на фото. Важно чтобы между деталями был зазор ~1мм, но не больше. Это позволит олову хорошо соединить детали между собой и избежать толстых линий. Все швы покрываются паяльной кислотой-флюсом при помощи кисточки. Кислота снимает окись с фолии, за счет чего хорошо ложиться олово во время процесса пайки.

pictures6

6. Пайка витража. При пайке витражей «Тиффани» следует брать оловянный припой марки ПОС-61. Конец оловянной проволоки кладётся на шов витража и плавится витражным паяльником. Паяльник следует держать наподобие ручки для письма. Таким образом и положении витражный паяльник нужно тянуть вдоль шва пайки. Не держите паяльник долго в одной точке - может лопнуть стекло или pictures6перегореть клей фолии, также не касайтесь паяльником открытых участков стекла. Перед чистовой пайкой пройдитесь по всем швам тонким слоем олова, заливая его в промежутки между деталями. По периметру витраж надо обрамить в латунную П-подобную профильнуюpictures6 рамку, для создания дополнительных т-образных соединений и крепости витража, а также удобного дальнейшего монтажа. Учтите ,что в местах, где одевается профиль ,пайка должна быть плоская, а уже когда надели профиль, его надо припаять к основным швам. Поскольку по всему периметру витраж будет вставлен в латунную профильную рамку, следует пропаять швы по краям периметра не доходя около 5 мм до края . Когда детали витража пропаяны между собой, также с тыльной стороны, заказывается рама для витража.

 

7.Нанесение настоящей жидкой патины. После пайки витраж обрабатывается pictures6специальными жидкостями для нейтрализации кислоты-флюса, тщательно моется водой с моющим средством, полируется тканью, только затем наносится патина. Патина наносится кисточкой на оловянные швы витража до достижения необходимого эффекта (цвет меди ,бронзы или чёрный). Патина бывает медная, черная и античная бронза. Заметьте, что нужно одеть резиновые перчатки во избежание раздражения кожи рук. После втирания патины витраж следует выдержать около 15 минут и тщательно помыть и обработать антиоксидантом – чтоб не окислялись швы. Потом дать просохнуть , нанести полироль и отполировать мягкой тканью. Все готово - ставьте в раму! Если всё-таки вы хотите пройти обучение витражу тиффани у мастеров витражного дела - то перейдите